5 ноября 2013 г.

Протяжка строп, что зачем и почему об этом нужно знать


Долго размышлял, и обдумывал как доходчиво донести информацию как бы сказать сразу и на века! :)

Собственно говоря вопрос который хотел озвучить это протяжка строп параплана ,
Почему их нужно протягивать и что с ними происходит в процессе эксплуатации.
Первое что нужно знать, это все оплеточные (большинство) дают усадку в процессе эксплуатации параплана в результате недогруза, а именно Б ряд, сильнее С и совсем сильно усаживаются Д и клевантные стропы управления. (почти 80% веса ложится на А (почти 50% и Б- 30% ряды) , 20 % на Ц и Дэ)
у безоплеточных как и у парашютных строп в точности да на оборот , безоплетка растягивается А сильнее и ближе к клевантным по рядам пропорционально.
Вот  так усаживается оплетка на стропе, что выдавливает стропу наружу



знание есть! но что из этого следует, чтоб понять наверно не стоит рассказывать как устроен параплан, какие углы атаки , завихрения и давления в крыле присутствуют заложенные производителем и существующие, а приведу простой пример:
те кто летал на крыльях с тримерами (тримера изменяют длины Ц , Д рядов через лямку которую может потянуть пилот до или в процессе полета) или как работает акселератор (противоположность тримеру)
простой взгляд на тримера и мы увидим что длина строп которые изменяют геометрию крыла в полете совсем незначительная, порядка 2-4 см....
а скорости варьируются в больших диапазонах от 5 до 10 км час.
Много это или мало вопрос не в этом, а втом что многие пилоты начинают грешить на свои или купленные бу крылья что им не хватает скорости пробиваться в слабый ветер или не хватает динамики в полете.
С таким случаем столкнулся впервые когда купил свое первое БУ крыл дискавери 3 29м вилка 90-115, 3-ех годовалого и 80 часов налета при весе в трусах 86 кг грузил по середине в снаряге. Первое на что обратил я как не опытный пилот это низкая скорость крыла и малое качество планирования, начал грешить на продуваемость купола, но ткань еще была в норме.
поэтому принял решение протянуть стропы после изучения вопроса на форумах, а так же посоветовавшись с производителем СкайКантри Владимиром Яворским.
мне конечно же посоветовали обязательно промерить стропную и протянуть если возникнет необходимость, необходимость вылезла сразу, так как действительная длина бсд рядов не соответсвовала нормам производителя, чтоб процесс был более быстрым и понятным подсказали не мерить длину каждой стропы а мерить разницу между А и Б , Б и С и Б и Д.
разница оказалась больше 1,5 , 2, и 4 см !!!!!!
а как же вело себя крыло на старте,?! хороший вопрос! крыл до протяжки просто не хотел выходить в полетный режим, а при малейшем управлении клевантами тут же валился (говорить про посадку и возможности сваливания уже не буду и так понятно- задний свал и негатив на раз)
еще раз напомню как ведет себя крыл с тримерами, выводы очевидны для крыла с неправильной геометрией стропной
(после протяжки крыл начал летать как новый, благо было с чем сравнить - у Валеры Подуздикова с Андреем Узковым был в точности такой же крыл даже цвет но новый)
Второе! как протягивать стропы!
многие в инете найдут информацию и рекомендации по протяжке строп с бизменами (весы с пружиной помните:?) через блок с нагрузкой весом итп.
кто то советует грузить стропы до 15 кг от 5 до 10 сек кто то больше. мне посоветовали грузить 20 кг на всю длину строп А ряды 3-5 сек Б =5-7, Ц -5-10 и Д до 15 сек естественно после каждой протяжки с замером и возможной дальнейшей нагрузкой больше обозначенного времени.
занимаясь протяжкой строп для знакомых и друзей теперь еще выяснил что каждый крыл протягивается по разному, с дополнительными какими то введениями, тонкости оказались и в этой сфере.
о тонкостях (нюансах подробнее позже)
а теперь самое интересное, как же это все сделать самому! :) если у вас есть желание, и время то читайте далее, если нет то обращайтесь,- сделаю.

Сперва определим место - нам понадобиться помещение длиной больше 7 м (длина строп)
купить блок (в любом отделе крепежа за 15-20 руб)
шнур, кабель, трос (желательно не растягивающийся) я использовал порванную стропу кайта под нагрузку 80 кг.
можно еще карабин ( я просто привязываю стропу кайта к свободным концам)
баллон из под воды 19,5 литра.

блок можно привязать к любой выступающей части помещения (турник например) я ввинтил блок над подоконником

ставлю бутыль с водой на подоконник и через трос креплю к свободным концам,
протяжку начинаю с центроплана с А рядов. (А ряды практически не тянуться, потому что они всегда максимально нагружены и не усаживаются, в случае с безоплеткой растягиваются)
тяну 5 сек весь а ряд хватаясь в перчатках за хлястики крепления строп к куполу.
далее перехожу на Б ряд, протягиваю так же 5 сек и делаю замер с занесением в карту (подготовленный листок бумаги) для сверки-проверки
и так далее , (сверяясь измеряя разницу между А и Б, Б и Ц, Б и Д рядам, они порядка 4-10-15 см и их легко измерить простой линейкой) измерения ведем по секциям.
клевантные протягиваю по 10 сек и более без замера. (практически всегда до тех пор пока не перестанут пружинить).
после того как произвели протяжку всех строп сверяем с тем что должно быть
у многих производителей в схемах стропной нет разницы между рядами в схеме, поэтому их посчитать можно в экселе и вывести результат.
есть нюанс что стропы ближе к ушам нужно тянуть дольше
так же на своем опыте убедился что тянуть стропу нужно до тех пор пока она не перестанет пружинить.
еще один секрет в том что нижний (толстый ярус) нужно тянуть в некоторых случаях и под нагрузкой до 60-70 кг.... тут и покачаться можно :)
(был опыт)
если стропа верхнего яруса порвалась под нагрузкой 20 кг, слава тебе Господи, пусть она порвется сейчас чем в небе, так как верхний ярус почти все современные стропы должны держать до 60-80 кг на разрыв. (если порвалась под нагрузкой в 4 раза меньше, стропа дохлая) причины могут быть разные.
Вся процедура при опыте занимает порядка 2-3 часов, по первой настраивайтесь на 5-7 часов в зависимости от вашей сноровки и внимательности.
и дело тут не в скорости сколько в правильном обмере и старании .
так как ПОМНИТЕ!!!! любую стропу можно перетянуть больше своей длины!!!!
в случае с безоплеточными, мы просто вытягиваем (догоняем растянутые стропы) до нужной разницы, удлинение всей стропной в целом, не приведет к никаким изменениям в поведении крыла.
практика показала что парапланы даже больше 2 ух лет эксплуатации имеют неправильную геометрию стропной!!!!!!
некоторые модели крыльев в геометрии уходили от номиналов до 6-8 см!!! караул! 
В случае если крыло имеет смешанное стропление- верхний ярус безоплетка, нижние два яруса оплеточные, в этом случае нужно сперва протянуть оплеточные под нагрузкой 40 если не встают то до 60 кг через крючок ( только силы пальцев уже не хватит удерживать стропу) затем перейти на верхний ярус сделать промеры, в случае отклонения ( удлинения а и б рядов) дотянуть на такую же длину безоплетку ц и дэ ряд!

Ну и конечно же ради чего весь этот разговор! БЕЗОПАСНОСТЬ
как может вести себя крыл с неправильной геометрией знает только Господь Бог.
а в от мы доверяемся производителям которые стараются гарантировать нам пассивную безопасность и красивые полеты!

Будьте внимательны к своему снаряжению- к своим КРЫЛЬЯМ !

4 комментария:

  1. Все дело во влажности ! Летая в динамиках и в сухую погоду стропы могут сохранять свою геометрию хоть 5-10 лет с условием такого же хранения , летая же в термичную погоду мы летаем в термиках где очень высокая влажность залетая в облака, так же бросаем крылья на землю, где очень высокая влажность , а так же в сырую погоду в межсезонье все это влияет сильно на усаживание оплетки, да и хранение дома оставляет делать лучшего( климат в квартире имеет постоянный перепад влажности , да и вот когда мы уже летаем на усаженных стропах в процессе полета под нагрузкой а и б ряды почти встают на свои места, тем более на затяжках лебедочных, а вот ц и д ряды с клевантными усаживаются дальше

    ОтветитьУдалить
  2. Как часто нужно это делать?
    Достаточно искупать крыло в воде чтоб стропы усели на 3-7 см,

    ОтветитьУдалить
  3. Сегодня протянули стропы мистика 2
    Смешанное стропление, нижний ярус оплетка, 2 -3 ярусы безоплетка,
    Сперва без всяких замеров протянули 40кг нижний ярус по 20 сек,
    Потом 16-17 кг каждую стропу верхнего яруса (а-5 сек, б-7, ц-10, д-15 секунд)
    После протяжки сделали контрольные замеры, выборочно, оказалось что 6 секций вправо и влево а ряды встали на место (тоже сели) б ряд тоже почти встал на место, а вот ближе к ушам а и б ряды были меньше на 1-1,5 см
    Снова протянули-
    Перейдя к ц рядам на центро плане на 2 см меньше, к ушам до 3 см, д - ряд ( он на центроплане) на 3-4 см ( и это после предварительной протяжки)
    Нижний ярус уже не вытягивался, поэтому поняли что нужно тянуть безоплетку, ц и д ряд пришлось тянуть 20 кг по 40-50 сек что вытянулись от 2 до 4 см
    Вообщем крылу 3 сезона , налет не более 70 часов а стропы севшие на столько что на Иван горе Валера уютно себя чувствовал когда выжимал аксель на 4-5 см
    Вывод - безоплетка тоже усаживается

    ОтветитьУдалить
  4. вчера облетали мистик 2 ой, летает на уровне с мистиком 3 им, по скорости и высоте не уступает, хозяин мистика 2 очень очень доволен теперь крылом

    ОтветитьУдалить