1 декабря 2014 г.

Бюджетный вариометр

   Зима… Прочитав много о полётном компьютере LK-8000, решил повторить, причём пока  раздельно, вариометр и комп из автонавигатора. Навигатор «Престижио» у меня имелся, заломал оболочку собственно навигатора, «достал» оттуда Windows CE и залил туда LK-8000. Долго пришлось возиться только с подбором COM-порта, иначе он не видел спутников. Для каждого автонавигатора порт может быть разным.

Отдал поиграться Андрею Ускову. Ему удалось попутно убрать с экрана мешавшую нижнюю строку винды (кнопка «Пуск» и всё от неё вправо). Как именно, я так и не понял, он вроде тоже… J  Но меня больше волновал, как учлёта, именно вариометр, т.к. до маршрутов ещё очень и очень далеко… Руководствоваться решил вот этим проектом: http://forum.paradive.ru/showthread.php?t=549  Но задача была сделать варик максимально малобюджетным. Выписал из Китая и Омерики необходимые платы.
   Плата преобразователя USB-COM_TTL, через которую предстояло прошить микропроцессор Ардуино:
   Саму плату с процессором выписал оттуда, откуда советовали на форуме Парадайв:
Хотя можно было поискать аналог и у китайцев, но я не спец в Ардуино, и побоялся выписать что-либо не то. Надо было попытаться, конечно, разобраться и поискать, поскольку эта позиция попортила крови… Посылка не пришла. Ждал два месяца, потом возмутился, Американцы намекнули, что я выбрал не очень хорошую почтовую службу, от которой нет обратной связи… Хотя я даже и не выбирал, а поставил то, что предлагалось по умолчанию, или было первым пунктом, уж и не помню... Короче, они выслали ещё одну посылку (надеюсь первую они тоже высылали… ;) ), и через месяц я её получил. Китайские же платы уже запылились, её ожидаючи… 3 месяца в сумме получилось.
   Датчик, который выписывал автор проекта, уже исчез из продажи, я нашёл в Китае два других варианта, причём оба они были дешевле:
Впоследствии проверил оба в работе: по сути, реагируют одинаково, просто один поменьше размером, и платка соответственно меньше. Тут вопрос выбора корпуса. Мне попались на глаза два: от убитого картридера (автор проекта тоже использовал в первоначальном варианте корпус картридера)  https://sites.google.com/site/jarosrwebsite/para-nav ), и просто корпус от аудиокассеты:
Решил для начала всё таки втиснуть в более маленький корпус. Получилось. Хотя места внутри могло бы быть больше, если бы я не поленился переться в дальний конец города в магазин радиодеталей, чтобы купить малогабаритный динамик. Использовал исключительно то, что было в хламе… Впрочем, хлама хватает, профессия сервисника-ремонтника подразумевает накопление его впрок, плюшкинизм, - «это наше кое-что», как любит выражаться Рита Митрофанова с «Радиомаяка». J Ещё можно было не делать усилитель, а оставить просто транзистор на динамике, но мне показался звук тиховатым, и я спаял на макетке усилитель на двух транзисторах
 и ещё один вариант на микросхеме TDA2822, но он оказался побольше размером, хотя орал громче фирменного вариометра. В корпус ридера он не вошёл… поначалу…
Сори, фотографировал паяльником, т.е. старым сотиком…
   Всё соединил, скачал софт Ардуино. Прошиваться проц не захотел… Было бы странно, если бы получилось сразу… Полезли какие-то ошибки… Обратился к автору проекта Андрею, там же в теме форума: http://forum.paradive.ru/showthread.php?t=549 и он подсказал верное направление… Дело было в том, что проект несколько устарел, Ардуино имеет новую версию софта (которую я скачал), и не хватало двух библиотек. Скачал их, разархивировал и тупо найдя ФАРом папку с библиотеками, скопировал их туда. Сам не являюсь программистом, и программированием процов, хотя и занимался немного, но очень давно… Прошивку исправлял по подсказкам всплывающих окон в процессе попыток прошивки… В основном надо было тупо менять один глагол на другой, т.е. «read» на «write», т.е. чукча не читатель, а писатель! J (Впрочем, крутым кодером себя не ощутил… J ) И наконец светодиоды заморгали, как и положено по окончании прошивки!!! Отцепился от компа и подключил внешнее питание. В качестве оного применил аккум от подаренного нашим конторским водилой спаленого вдрызг регистратора. (Не цепляйте такие дивайсы напрямую к автомобильному аккумулятору, - генератор вашего автомобиля спалит их в шесть секунд!)
Более обломов не было: варик запищал сразу! Исправленную прошивку выложил в свободный доступ и дал ссылку на упомянутом форуме…
Обнаружил, что аккумулятор быстро садится из-за усилителя. Заморачиваться не стал с настройкой, просто вернул усилитель на микросхеме, заменив торчащий конденсатор, мешавший влезть в корпус, найдя менее габаритный в своих загашниках.
   Кроме этого, место в корпусе освободилось после замены динамика: мне принесли и подарили нетбук после попытки самостоятельного ремонта, которая, разумеется, превратилась в «добей, браток!», откуда я позаимствовал менее габаритный.
   Втискивать в корпус преобразователь (в нашем случае – фактически программатор) я не стал, он нужен однократно. Вот он, собственно:
 И для начала сделал вариометр без кабеля и разъёма USB, т.е. без соединения с полётным компьютером, чисто вариометр…
   Вот он вместе с полётным компьютером из автонавигатора:

   Перехватил его до полётных испытаний синенькой резиночкой, так как защёлки корпуса ненадёжны. Не для авиации делалось. Не для неё. Но позже сделаю по понятиям: только хардкор! Только синяя изолента! (Есть на снимках) Конечно, ещё не хватает зелёной авиационной теоколовой замазки-герметика, чтобы пройтись ею по периметру корпуса, тогда было-бы вообще конкретно по фэншую, но сойдёт и так покамись… ;)
 Итак,  если не считать нервов ожидания пропавшей посылки, собственных радиодеталей, припоя и прочих «малоценных и быстроизнашивающихся предметов», а также общей трудоёмкости и слесарных работ с корпусом (нужные прорези и отверстия делались дремелем и надфилями), т.е. считать стоимость выписанных плат, то получилось $29,25 если не врёт калькулятор, т.е. в тысячу рублеров я уложился. Но оплата осуществлялась ещё до санкций и до скачка доллара и евро…
А вот это короткий ролик, где я протестировал три вариометра: мой, в сотике Xiaomi Mi3W и фирменный IQ One

4 комментария:

  1. отличная статья Володя! ты еще не написал, как совместил пищалку с навигатором престижо.
    неплохо, но все жду собрать такую же вещь как только станут доступные бу устройства с айпиэс экранами, которые на солнце отлично отображают контент.
    по поводу программатора для ардуино -
    сейчас использую для связи и программирования простой дата кабель для старых телефонов на базе микросхемы pl2303 (8303 аналог)
    который можно купить в чебах на оптовке за 98 руб,
    кстати платы ардуино можно было заказать в точке радиодеталей в электротоварах по схожей цене (сегодня заходил туда видел в продаже, хотя и под заказ возят)
    по поводу аккумулятора , посоветую избавиться от старого тем более от испорченного аппарата, так как заряд держать долго не будет.
    посоветую купить новый в дом мод на 4 этаже (назови мою фамилию чтоб купить по оптовой цене)
    так же ты не описал способ зарядки аккумулятора для пищалки :) или он у тебя будет заряжаться и питаться вместе с навигатором?

    ОтветитьУдалить
  2. по поводу телефона! , походу какой бы датчик в телефоне не стоял ,! все проблема заключается в обработке данных с датчика, переработки процем, и выдача результата (пищание или показания на экран), Как мне пояснил Павел Брейш, современные телефоны и их процессоры, воплне могут справляться с задачей на базе андроида, вся проблема в том что многие производители не оптимизируют ядра процессоров под ядро программы, и наоборот, паяют то что есть , и закачивают туда софт , от это го вроде мощные процы висят как дешевые устройства. Так и любая программа для андроида должна быть оптимизирована под каждый чип , проц , а не версию андроида ! тогда зависаний и тормозов можно не только избежать, но и получитить высокоскоростное устройство! как и вариометр на базе того же телефона. Интересно как реализуют прогу под айос на 6 огрызке для датчика давления

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я тоже так думаю, что программа в телефоне совершенно не учитывает нужды парапланеристов... :) Причём как Андроид, так и железо телефона, его, т.с. БИОС. Там такие тормоза потому, что пока выйдет сигнал на пищалку, программа пробежится по куче ненужных для нас петель программы, и отработает паразитные циклы и счётчики. Это несколько дилетантское мнение, но думаю, не лишено смысла. Подключать к автонавигатору пока не стал вообще. А так как аккумулятор не садится долго, я решил заряжать его дома. С самого начала пайки, отладки и экспериментов пока ни разу не подзаряжал. Просто он почти новый, пацаны купили регистратор и сразу его спалили... А аккуму ничего не было. И матрица уцелела, кстати... Прибор жрёт мало, на один полётный день должно хватать. Поживём, увидим. Есть ещё котлета солнечной батареи для зарядки от желтолицых братьев по разуму, можно с собой брать. Написано 10 Ампер, хотя вес подозрительно лёгкий... Я вот ещё на ППР почитал умных пилотов: они летают с вариком-пищалкой и смартфоном на Андроиде с программой XSoar (надеюсь не ошибся в написании) В дальнейшем надо попробовать. Хвалят.

    ОтветитьУдалить
  4. новый российский смартфон с 2 мя экранами вот что нужно парапланеристу!
    чернобелый экран в любую погоду будет отлично виден под любым углом! интересно, а там барометр есть? :)
    https://hi-tech.mail.ru/video/YotaPhone_2_review_video.html

    ОтветитьУдалить